Блог

Покров

27.10.2014 18:46

- Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу,  молящуюся о всем мире?
- Вижу, святый отче, и ужасаюсь!

Из диалога святого Андрея и его ученика, блаженного Епифания.

 

2000885-315bad90c7c7649a.jpg 

     Куда смотрят наши глаза?  В какую сторону мы устремляем свой взор?  Что мы видим или на что засматриваемся? Или на кого? Ответ мы знаем: на предметы нашего вожделения, машины, одежду, людей противоположность пола. Кто-то делает это с завистью, кто-то с жадностью, кто-то с доброжелательностью.
     Но есть еще и очи сердечные, и куда смотрят они? Миллиарды таких глаз смотрят и не видят над собою Покров, который много лет назад был видимым образом распростёрт во Влахернском храме Константинополя над всем человечеством. Покров этот принадлежит Пресвятой Богородице, Деве Марии. Как такое возможно? Неизвестно. Как это могло произойти? Необъяснимо. Но что сподвигло Её на это? Любовь. Любовь к верующим и неверующим, к христианам и язычникам - ко всему роду человеческому. Покров - символ Её заступничества, видимый символ Её молитвы за нас грешных к Сыну своему и Сыну Божьему, Богу Её и Богу нашему.
Как же увидеть нам Её Покров? Если не раскроем глаза - не увидим.
     В одном из наших паломничеств по Франции мы, конечно же, заехали в   г. Шартр, что недалеко от Парижа, для поклонения части Покрова Девы Марии. Да-да, он сохранился до наших дней! По преданию, которое дошло к нам из первых веков, Богомладенец Христос был рожден Пресвятой Девой в ночь, когда на ней был одет именно этот Плат. Она его бережно хранила всю жизнь в память об этом таинственном событии. После Успения Божьей Матери Плат сперва находился в одной христианской семье, затем был вывезен в Константинополь, а оттуда был передан в дар Карлу Великому, внук которого поместил святыню уже в г. Шартр. Мы приехали туда в выходной день, и толпы отдыхающих людей сновали по центральной улице. Не меньше людей оказалось и в самой базилике, где хранится Покров (или Плат, то есть головной убор). Но в какой части храма он находится, мы не знали, и поэтому пошли по кругу этого огромного собора. Группы людей молились и ставили свечи у яркоосвещенных больших икон и скульптур ( характерно для Западнохристианской традиции). Сколько ни всматривались, интересующей нас, православных, святыни там не было. Но мы её нашли. За алтарем (который у католиков традиционно находится в центре храма), в полумраке, за решеткой, под стеклом, на приличной отдаленности мы разглядели ЕГО. И ни души молящихся. Из-за этого мы даже чуть было не прошли мимо! Сам собою логично возникал вопрос: а где люди? Почему их нет ЗДЕСЬ? Ведь именно ЗДЕСЬ, у ЭТОЙ святыни надо молиться Богородице! Ведь ЭТА святыня покрывала Деву Марию перед необычными родами Спасителя, и ЭТА же святыня была на голове Девы(!) Марии и после рождения Ею Богомладенца. И сохранность Покрова до сегодняшнего дня - видимое свидетельство для человеческого рода прихода в мир Сына Божьего. На этой святыне благодать не меньшая, чем на любых других! И конечно же мы сразу запели "Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице..." Пели долго, не желая отвести взгляда наших очей и взора сердечного. Потом долго молились молча. А когда пришло время уходить,  мы увидели вокруг себя множество японцев, испанцев, а также местных французов. Они пришли на звуки пения, а прочитав на аннотации, какая перед ними святыня, не могли уйти.
       А мне, уходя, очень хотелось сказать местным жителям, да и вообще всем прочим туристам: вы счастливы, что можете видеть этот Богородичный Покров. Но вот знаете, на Родине откуда я приехал, живут еще более счастливые люди. У этих людей нет денег доехать до Франции, у них нет возможности бросить в копилку вашего храма евро, чтобы под его сводами на 2 минуты зажглись фонарики, они никогда не похрустят круасаном за столиком околобазиличного кафе. Но у них, у моих земляков, есть ВЕРА в Царицу Небесную, и в Её вечно распростертый ПОКРОВ над всем человечеством, за которое Её Божественный Сын принял спасительные крестные страдания. И этот ПОКРОВ мои соотечественники ощущают всегда: когда скорбно и когда радостно, когда мир и когда война, когда жизнь и когда смерть. И у нас нет в доступности той священной для христиан материи, которую вы позабыли и не цените. Но у нас зато есть нематериальный вечный ПОКРОВ, который мы почитаем всем своим разумением - молитвенный Покров Божией Матери. И очень хотелось пригласить всех в Россию на этот наш чудесный праздник 14 октября, когда не только яблоки под первым снегом, но и трепетная христианская молитва во всех православных храмах Руси. А душевные глаза молящихся не отвлекаются на временные мирские приятности, а умилительно смотрят на Покров, который Богородица держит в своих Пречистых руках.

--
Фестиваль Братья WWW.BRATIA.RU приезжайте к нам!!!

 

Трапеза со слезами на глазах

26.10.2014 13:26

Мерно читалось житие святой великомученицы Екатерины за трапезой одного из московских подворий известного всем А-го монастыря. Трапеза тоже проходила мерно, без особого усердия со стороны братии в плане налегания на кислые щи, да на пресную картошку с костлявой рыбёшкой. Послушники знали, что во всём надо вырабатывать смирение. Монашествующие тоже это, естественно, знали. Но сегодня обстоятельство было выходящее за все известные рамки приличия в плане, если не вкусной (об этом и речи не могло быть!) то хотя бы полезной пищи. "Трапеза провалена" - читалось у каждого в глазах. Даже выражение лица у бледного, но всегда радостного иеромонаха Феоктиста было весьма хмурым. Да ещё и чтение жития нагнетало обстановку. "В скором времени в Александрию прибыл Максимиан, соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия" - звонким тенорком выводил чтец. Братия косилась на игумена, но тот был непоколебим. Как и подобает настоятелю монастыря, он спокойно вкушал несъедобную пищу, слыша, но, не вслушиваясь в чтение, размышлял, сколько надо закупить металлочерепицы для перекрытия ветхой крыши на братском корпусе. А главный, мучающий его вопрос состоял в следующем: на что закупить эту самую черепицу? "Святая великомученица Екатерина, помоги нам!" - в который раз пронеслось в его голове. Вдруг все, кроме игумена, покосились на весьма оживившегося отца Феоктиста, в глазах которого, как бы загорелась вывеска "Выход". Пользуясь случаем ухода игумена внутрь себя, развесёлый отец Феоктист, потирая ладоши, что-то шепнул молодому послушнику, после чего тот исчез. Но буквально через пять минут он вернулся, весь запыхавшийся и довольный. Из-под полы своего подрясничка он вынул и передал всеобщему благодетелю нынешнего пира…  большую пачку кетчупа! Яркой кляксой на рисунке упаковки красовались два красных перчика, а надпись на ней не предвещала ничего мирного для всех органов человеческого дыхания, и не только для них. Добытый трофей передавался тихо, без лишних эмоций, после чего все стали быстро навёрстывать ложками подходящее к завершению время трапезы. Причём по-другому и быть не могло, так как данный вид кетчупа предполагался, видимо, для мексиканских эмигрантов в Индии, а уж никак не для ангелоподобных насельников монастырского подворья. Лица же у этих насельников краснели с каждой секундой всё больше, их бросало в жар, а на глазах выступали настоящие мужские слёзы.

Когда отец Игумен оторвал, наконец, ладошку от своей задумавшейся головы, то увидел следующую картину. Чтец монотонно, но с надрывом в голосе читал о мучениях святой праведницы, а братия все как один с покрасневшими лицами сидели над пустыми тарелками, и, похлипывая, рукавами вытирали слезящиеся глаза. Игумен опешил: "Братия, вы что? Ну нельзя же всё так близко принимать к сердцу! Чтец, прекращай! Всё, Богу нашему слава всегда,  ныне, и присно, и во веки веков, аминь!"

А мораль такова: вкусно готовить надо уметь, так, на всякий случай, чтобы не пришлось никого смирять своей стряпнёй…

Электричка Можайск-Москва 23.11.2012г

 

Автор статьи Священник Ярослав Ерофеев.